CustDev, он же “касдев” — Customer Development, под ним обычно подразумевают интервью с будущими пользователями задуманного продукта.
Считается, что без касдева нельзя начинать делать продукт.
Но… Нужен ли тебе касдев?
Не касдевить палатку с шаурмой
Если в вашем районе 10 палаток с шаурмой и ты делаешь 11ю, не надо касдевить — и так понятно что люди любят и едят шаурму, иначе бы этих палаток не было.
Бросай исследования, найди хорошую точку (дистрибуцию) и сделай хорошую шаурму (качественный продукт), это всë что нужно для старта.
Примеры: ВКонтакте, Телеграм, Гугл, Git, Laravel.
Не касдевить свою боль
Если ты сам свой будущий пользователь, не надо касдевить. Ты и так знаешь в чëм заключается проблема, насколько она важна, каковы альтернативы и сколько тратится на решение.
Проверить нужно только одно — сколько других людей и где ты можешь найти с той же проблемой что у тебя. Знаешь где найти такие места и таких людей? Вот эти гипотезы и проверяй.
И не поленись сделать настолько хорошее решение, что и сам от него кайфанул бы.
Примеры: Стив Джобс и айпод, Игорь Сысоев и Nginx, Антон Титов и все его продукты: Spiral Framework, Cycle ORM, RoadRunner.