Начни с касдева?

“Касдев” — это сокращение от “Customer Development”, исследование потребностей пользователей.

В любом курсе по запуску продуктов вам расскажут что создание продукта должно обязательно начинаться с изучения рынка и “касдевов”.

Изучаем рынок, изучаем нужды пользователей, ищем неудовлетворённые потребности, в итоге что-то находим и только тогда пытаемся сделать продукт.

В чём подвох?

К сожалению никто не рассказывает, что на практике это не работает.

Более того, все известные на весь мир продукты были разработаны без всяких касдевов.

Как так?

Пытаясь делать всё по науке, изучая рынок и делая попытки касдева, я понял что и аналитика и касдев это только препятствие если ты не замахиваешься на мега-венчур.

Игра в стартап

Знаю одного фаундера.

Первый его проект сделанный в полтора разработчика забутстрапился нормально и принёс деньги но не вагон.

Он решил во второй проект набрать команду человек 10, плюс пару агентств на аутсорсе. И продакты там и маркетологи и дизайнер и прочая.

Спрашиваю: зачем так много людей, ведь можно сразу запускаться полегоньку с минимальными ресурсами и дальше докручивать?

Отвечает, нет ты не понимаешь, ща как бомбанём как рванём прям со старта, а все эти люди нужны, они классные профи, всё сделают!

Два года прошло, по-моему всё ещё не запустился. Ходит питчит деньги ищет.

Как же проверка идеи?

Ваша мысль в том, что пришла идея - сразу продавай? То есть пришла идея - посмотрел есть ли рынок, какой объем, динамика, игроки и тд - потом кастомер рисеч, который в рф называют кастдевом (хоть бы и в форме продажи), для вас такое не работает?

Нет.

Речь о том чтобы вместо сливания энергии на касдевы, рисëчи, изучение рынка и конкурентов попытаться сделать или продать хоть что-то, пока запал не иссяк.

Толку от касдевов и рисëчей если через месяц уже расхотелось вообще?

А толку вообще начинать что-то, если может расхотеться через месяц?

Отличный вопрос!

Ответ — за этот месяц нужно успеть начать, закончить и получить отдачу — положительный или отрицательный фидбек от рынка.

Если он будет отрицательным то можно и бросить, а если положительным то появится стимул продолжать.

Время ограничено, как и энтузиазм

Простая истина: любой проект, который вы делаете без отдачи, с каждым днём умирает.

Каждый новый день у вас будет всё меньше желания делать этот проект, и в один из дней вы просто не сможете себя заставить продолжать.

Поэтому целью должно стать получение отдачи, обратной связи. Получить эту обратную связь можно сделав MVP и показав его пользователям.

При этом нужно успеть создать MVP до того момента, когда энтузиазм полностью закончился.

Вот по этой причине и не стоит тратить время на касдевы, чтобы не потратить весь энтузиазм ещё до создания MVP.

Если вы отбросили всё и сосредоточились на MVP, не отвлекаясь ни на что, то шанс на успешное создание MVP резко возрастает.

Что же делать?

  1. Поставить срок, не более месяца.
  2. Сделать за этот месяц MVP и попробовать его продать.
  3. Дальше будет сразу видно, есть ли у рынка потребность или её нет.

В случае если потребность есть, ура, продолжаем развивать MVP или переписываем его полностью.

В случае если её нет, то мы не так уж много времени потратили.